Гедеонов С.А. Варяги и Русь: в 2 ч. - М.: Русская панорама, 2005. - 663 с.

 
 

 

Иловайский Д. Вторая дополнительная полемика по вопросам варяго-русскому и болгаро-гунскому. - М., 1902. - 106 с.

Иловайский Д. Начало Руси. - М.: Чарли, 1996. - 489 с.

 
 

Карамзин Н.М. История государства российского: в 20 т. Т.1.- М.: Наука, 1989. - 638 c.

Тогда - заметим сие первое хронологическое показание в Несторе - какие-то смелые и храбрые завоеватели, именуемые в наших летописях Варягами, пришли из-за Балтийского моря и наложили дань на Чудь, Славян Ильменских, Кривичей, Мерю, и хотя были чрез два года изгнаны ими, но Славяне, утомленные внутренними раздорами, в 862 году снова призвали к себе трех братьев Варяжских, от племени Русского, которые сделались первыми Властителями в нашем древнем отечестве, и по которым оно стало именоваться Русью. - Сие происшествие важное, служащее основанием Истории и величия России, требует от нас особенного внимания и рассмотрения всех обстоятельств. Прежде всего решим вопрос: кого именует Нестор Варягами? Мы знаем, что Балтийское море издревле называлось в России Варяжским: кто же в сие время - то есть, в девятом веке - господствовал на водах его? Скандинавы, или жители трех Королевств, Дании, Норвегии и Швеции, единоплеменные с Готфами. Они, под общим именем Норманов или Северных людей, громили тогда Европу. Еще Тацит упоминает о мореходстве Свеонов или Шведов; еще в шестом веке Датчане приплывали к берегам Галлии: в конце осьмого слава их уже везде гремела, и флаги Скандинавские, развеваясь пред глазами Карла Великого, смиряли гордость сего Монарха, который с досадою видел, что Норманы презирают власть и силу его. В девятом веке они грабили Шотландию, Англию, Францию, Андалузию, Италию; утвердились в Ирландии и построили там города, которые доныне существуют; в 911 году овладели Нормандиею; наконец основали Королевство Неаполитанское, и под начальством храброго Вильгельма в 1066 году покорили Англию. Мы уже говорили о древнем их плавании вокруг Норд-Капа или Северного мыса: нет, кажется, сомнения, что они за 500 лет до Коломба открыли полунощную Америку и торговали с ее жителями. Предпринимая такие отдаленные путешествия и завоевания, могли ли Норманы оставить в покое страны ближайшие: Эстонию, Финляндию и Россию? Нельзя, конечно, верить Датскому Историку Саксону Грамматику, именующему Государей, которые будто бы царствовали в нашем отечестве прежде Рождества Христова и вступали в родственные союзы с Королями Скандинавскими: ибо Саксон не имел никаких исторических памятников для описания сей глубокой древности, и заменял оные вымыслами своего воображения; нельзя также верить и баснословным исландским повестям, сочиненным, как мы уже заметили, в новейшие времена и не редко упоминающим о древней России, которая называется в них Острагардом, Гардарикиею, Гольмгардом и Грециею: но рунические камни, находимые в Швеции, Норвегии, Дании и гораздо древнейшие христианства, введенного в Скандинавии около десятого века, доказывают своими надписями (в коих именуется Girkia, Grikia или Россия), что Норманы давно имели с нею сообщение.

А как в то время, когда, по известию Несторовой летописи, Варяги овладели странами Чуди, Славян, Кривичей и Мери, не было на Севере другого народа, кроме Скандинавов, столь отважного и сильного, чтобы завоевать всю обширную землю от Балтийского моря до Ростова (жилища Мери): то мы уже с великою вероятностью заключить можем, что летописец наш разумеет их под именем Варягов. Но сия вероятность обращается в совершенное удостоверение, когда прибавим к ней следующие обстоятельства: I. Имена трех Князей Варяжских - Рюрика, Синеуса, Трувора - призванных Славянами и Чудью, суть неоспоримо Норманские: так в летописях Франкских около 850 года - что достойно замечания - упоминается о трех Рюриках: один назван Вождем Датчан, другой Королем (Rех) Норманским, третий просто Норманом; они воевали берега Фландрии, Эльбы и Рейна. В Саксоне Грамматике, в Стурлезоне и в исландских повестях, между именами Князей и Витязей Скандинавских, находим Рурика, Рерика, Трувара, Трувра, Снио, Синия. II. Русские Славяне, будучи под владением Князей Варяжских, назывались в Европе Норманами: что утверждено свидетельством Лиутпранда, Кремонского Епископа, бывшего в десятом веке два раза Послом в Константинополе. «Руссов, говорит он, именуем и Норманами». III. Цари Греческие имели в первом-надесять веке особенных телохранителей, которые назывались Варягами, Bαραγγοι, а по своему Wäringar, и состояли большею частью из Норманов. Слово Vaere, Vаrа, есть древнее Готфское и значит союз: толпы Скандинавских витязей, отправляясь в Россию и в Грецию искать счастья, могли именовать себя Варягами в смысле союзников или товарищей. Сие нарицательное имя обратилось в собственное. IV. Константин Багрянородный, царствовавший в десятом веке, описывая соседственные с Империею земли, говорит о порогах Днепровских и сообщает имена их на Славянском и Русском языке. Русские имена кажутся Скандинавскими: по крайней мере не могут быть изъяснены иначе. V. Законы, данные Варяжскими Князьями нашему Государству, весьма сходны с Норманскими. Слова Тиун, Вира и прочие, которые находятся в Русской Правде, суть древние Скандинавские или Немецкие. VI. Сам Нестор повествует, что Варяги живут на море Балтийском к Западу, и что они разных народов: Урмяне, Свие, Англяне, Готы. Первое имя в особенности означает Норвежцев, второе Шведов, а под Готами Нестор разумеет жителей Шведской Готии. Англяне же причислены им к Варягам для того, что они вместе с Норманами составляли Варяжскую дружину в Константинополе. И так сказание нашего собственного Летописца подтверждает истину, что Варяги были Скандинавы. Но сие общее имя Датчан, Норвежцев, Шведов, не удовлетворяет любопытству историка: мы желаем знать, какой народ, в особенности называясь Русью, дал отечеству нашему и первых Государей и самое имя, уже в конце девятого века страшное для Империи Греческой? Напрасно в древних летописях скандинавских будем искать объяснения: там нет ни слова о Рюрике и братьях его, призванных властвовать над Славянами; однако ж историки находят основательные причины думать, что Нестеровы Варяги-Русь обитали в Королевстве Шведском, где одна приморская область издавна именуется Росскою, Ros-lagen. Жители ее могли в VII, VIII и IX веке быть известны, в землях соседственных, под особенным названием, так же, как и Готландцы, коих Нестор всегда отличает от Шведов. Финны, имея некогда с Рос-лагеном более сношения, нежели с прочими странами Швеции, доныне именуют всех ее жителей вообще Россами, Ротсами, Руотсами… (С.54-57).

 
 

Ключевский В.О. Сочинения: в 8 т. Т.1: Курс русской истории. Ч.1. - М.: Государственное изд-во политической литературы, 1956. - 427 c.

Появлением этих варяжских княжеств вполне объясняется и занесенное в нашу Повесть о начале Руси сказание о призвании князей из-за моря. По этому сказанию, еще до Рюрика варяги как-то водворились среди новгородцев и соседних с ними племен славянских и финских, кривичей, чуди, мери, веси, и брали с них дань. Потом данники отказались ее платить и прогнали варягов назад за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцы перессорились между собою; не было между ими правды, один род восстал на другой и пошли между ними усобицы. Утомленные этими ссорами, туземцы собрались и сказали: «поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву». Порешив так, они отправили послов за море к знакомым варягам, к Руси, приглашая желающих из них придти владеть пространной и обильной, но лишенной наряда землей. Три родных брата откликнулись на зов и пришли «с роды своими», т.е. с дружинами земляков. Если снять несколько идиллический покров, которым подернуто это сказание, то пред нами откроется очень простое, даже грубоватое явление, не раз повторявшееся у нас в те века. По разным редакциям начального летописного свода рассеяны черты предания, позволяющие восстановить дело в его действительном виде. Собрав их, узнаем, что пришельцы призваны были не для одного внутреннего наряда, т.е. устройства управления. Предание говорит, что князья-братья, как только уселись на своих местах, начали «города рубить и воевать всюду». Если призванные принялись прежде всего за стройку пограничных укреплений и всестороннюю войну, значит, они призваны были оборонять туземцев от каких-то внешних врагов, как защитники населения и охранители границ. Далее, князья-братья, по-видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славяно-финских послов, «едва избрашась, как записано в одном из летописных сводов, боясь звериного их обычая и нрава». С этим согласно и уцелевшее известие, что Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчетом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. В Ладоге же он поспешил «срубить город», построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить. Водворившись в Новгороде, Рюрик скоро возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы «оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его». Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, «храброго Вадима», и перебил многих новгородцев, его соумышленников. Чрез несколько лет еще множество новгородских мужей бежало от Рюрика в Киев к Аскольду. Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определенный корм за свои сторожевые услуги. Но наемные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооруженной рукою. Почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей, а свое наемное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада. Вот простой прозаический факт, по-видимому, скрывающийся в поэтической легенде о призвании князей: область вольного Новгорода стала варяжским княжеством. (С.139-141).

 
 

Любавский М.К. Объединение восточных славян под властью Великого Князя Русского: первая формация русского государства. Лекция 7. // Лекции по древней русской истории до конца XVI века / М.К.Любавский. - СПб.: Лань, 2000. - 479 с.

Вопрос о варягах-руси

Это объяснение происхождения русского государства хотя и не совпадает вполне с летописным, но все-таки стоит на одной с ним почве фактов и воззрений. В нем, так или иначе, отводится значительная роль варягам, т.е. скандинавским дружинам с их конунгами, которые представляются активной объединяющей силой. Но прежде чем остановиться на этом объяснении окончательно, мы должны тщательно перебрать факты и воззрения, лежащие в его основе. Дело в том, что объяснения происхождения русского государства, так или иначе согласующиеся с летописным повествованием, издавна возбуждали и возбуждают до сих пор горячие протесты.

Мнение о славяно-балтийском происхождении варягов и руси

Еще Ломоносов, воевавший с немцами в Академии наук, ополчился против них и в историографии. Когда академик Миллер написал речь, в которой согласно с летописью и с доводами академика Баера, доказывал скандинавское происхождение варягов-руси, Ломоносов выступил против него с резкой, запальчивой критикой и с собственной теорией, которая считала варягов-руссов славянами с Балтийского поморья. Ломоносов приурочил родину варяго-руссов к принеманской области, указывая на то, что Неман в нижнем течении называется Русом. Итак, хотя варяго-русы и были пришлые люди среди восточного славянства, но все же свои, соплеменники, а не чужеродцы - немцы. У Ломоносова нашлись последователи. Профессор Московского университета Морошкин доказывал, что варяги вышли из славянской области Вагрии - с Балтийского поморья, а руссы, которых он отличает от варягов, с острова Рюгена. Теорию Морошкина развил и обставил доказательствами Забелин в своей «Истории русской жизни» по его мнению, начальная летопись, перечисляя народы Иафетова колена, расселившиеся на севере Европы, приурочивает русь как к Балтийскому славянскому побережью. И действительно, говорит он, на этом побережье мы видим множество географических названий с корнями: рус, рос, руг, рун. Здесь встречаем между прочим область Ругию, остров Рюген, который в географических сочинениях конца XVI века прямо называется Русией. Итак, родина руси - славянское Балтийское поморье. Здесь же и родина варягов, в которых Забелин видит славянское племя вагров. Забелин указывает, что балтийские славяне в IX веке были не земледельцами только, но и предприимчивыми торговцами и мореходами, с успехом соперничавшими с норманнами и шведами. Особенно отличалось своей отвагой и предприимчивостью племя вагры, вагиры или варги. Это и были варяги нашей летописи. В IX и X веках балтийские славяне вели оживленную торговлю со Скандинавией и востоком и прибывали в нашу страну; они должны были заводить здесь свои фактории, содержать в важнейших пунктах края свои гарнизоны, разыскивать отсюда новые торговые пути. Результатом этого и было возникновение в Ильменском крае колонии западного славянства — Новгорода. Забелин полагает, что первый славянский поселок должен был возникнуть здесь, по крайней мере, во время Птолемея. И русь приднепровская, по его мнению, ведет начало от той же балтийской руси, которая переселилась сюда еще в очень далекие времена, так что стала известной в I веке Страбону, который и упоминает о ней под именем роксалан…(С.130-131).

 
 

Погодин М. Исследования, замечания и лекции М.Погодина о русской истории: в 7 т. Т. 3: Норманнский период. - М., 1846. - 547 c.

Нет никого сомнения, что норманны очень рано начали нападать на берега Балтийского моря, заселенные мирными племенами славян, эстов и финнов. Все мореплавательные народы испытывают свои силы по очень естественным расчетам около берегов соседних, и только приобретя уже опытность, пускаются в моря отдаленные. По исландским сагам первые нападения норманнов на сии страны относятся к началу нашей эры. Вспомним об Альдейгаборге (нашей Ладоге), гавани на Ладожском озере, которая свидетельствует о древних сообщениях славян со скандинавами. …Сам Эверс считает варягов, обложивших, данью наши северные племена, норманнами. На севере, справедливо замечает Карамзин, не было в то время другого народа столь сильного, который бы мог завоевать (вернее: обложить данью) всю обширную землю от моря Балтийского до Ростова, кроме норманнов. И так Варяги-норманны брали дань со словен, говорит летописец, то есть новгородцев, с кривичей, чуди, веси, мери. <…> Норманны, приплывя из моря в какую-нибудь реку, обыкновенно пускались вверх по ней и по рекам впадающим: так поступали они на Рейне, Сене, Лоаре, Темзе. Так ходили они после из Киева. Таким образом и здесь, в одном из первых своих набегов, они могли из Ильменя, куда приплыли Невою, Ладожским озером и Волховом, пуститься Наровою, Чудским, Великим озером, рекою Окольной и пр., как открывает следы их Ходаковский, к кривичам и чуди; Сясью, Воложею, Чагодою, Чагодощею, Лишью, Колбью, Весью - к веси; Свирью, Белым озером, Шексною, Волгою, Мерою - к мери. <…> Обложенные данью племена были различного рода; но норманнам до этого не было дела: для них было все равно кто бы ни был, лишь платили бы им дань. <…> За этой данью варяги могли приезжать в урочное время, как езжали после князья из Киева за данью к славянским племенам, или оставляли сборщиков, агентов, в роде татарских баскаков. Во многих списках сказано: «имаху дань приходяще из за моря»; «дань даяху Варягом за море». В Арханг. Списке сказано: «а иже у них живяху Варяги, то те насилие деяху им Словеном, и Меряном, и Чюди». (С. 5-11).

 
 

Соловьев С.М. Сочинения. Кн.1.: История России с древнейших времен. Т 1-2. - М.: Мысль, 1988. - 798 с.

Мы видели, что в половине IX века область нынешней России вследствие природного влияния разделялась главным образом на две части: племена, жившие на юго-востоке, находились в подчинении от азиатского племени, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-западе, должны были подчиниться знаменитым морским королям, предводителям европейских дружин, вышедшим с берегов Скандинавии: «Брали дань варяги из-за моря на Чуди, Славянах Новгородских, Мери, Веси, и на Кривичах. <…>
Далее, под 862 годом, летописец говорит, что племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море, не дали им дани и начали сами у себя владеть. Из этих слов должно заключить, что варяги не брали только дань с северных племен, но владели у них; иначе летописец не мог сказать, что после их изгнания племена начали сами у себя владеть и владели дурно, не могли установить внутреннего порядка: не было между ними правды, продолжает летописец, встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Порешивши так, пошли они за море к варягам, к руси, и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Собрались три брата с родичами своими, взяли с собой всю русь и пришли. <…>
Обратим теперь внимание на некоторые другие обстоятельства, встречающиеся в летописи при рассказе о призвании князей. Первое обстоятельство - это соединение племен славянских и финских; что произвело этот союз? Без всякого сомнения, означенные племена были приведены в связь завоеванием варяжским, как впоследствии остальные разрозненные славянские племена были приведены в связь князьями из дома Рюрикова. Эта тесная связь между чудью, весью, славянами ильменскими и кривичами выразилась в дружном изгнании варягов и потом в призвании князей.
Этому же завоеванию, этому столкновению с чуждым началом северные племена были обязаны, по всей вероятности, и относительно большей степенью общественного развития или по крайней мере стремления к нему; после изгнания варягов они не хотят возвратиться к разрозненному родовому быту и, не видя выхода из него при эгоизме родов, соглашаются призвать власть извне, призывают князя из чужого рода. Эта большая степень общественного развития у северных племен ясно окажется впоследствии; мы увидим, что северные племена будут постоянно торжествовать над южными. Второе обстоятельство в рассказе о призвании князей - это их расселение: старший брат, Рюрик, поселился у славян ильменских, второй, Синеус, - между чудью и весью на Белоозере, третий, Трувор, - у кривичей в Изборске. Но касательно города, в котором сел сначала Рюрик, чтения списков летописи разногласят: одни говорят - в Новгороде, другие - в Ладоге. По известному правилу, что труднейшее чтение предпочитается легчайшему, особенно если оно находится в большем числе лучших списков, мы должны принять известие о Ладоге. Почему Рюрик избрал Ладогу, а не Новгород, объяснение найти нетрудно: положение Ладоги относительно начала великого водного пути, относительно близости моря важнее положения Новгорода; Ладога находится ближе к устью Волхова; Рюрику нужно было удержаться при непосредственном сообщении с заморьем в случае, если бы дело его пошло не так успешно в новой стране; недавнее изгнание варягов должно было научить его осторожности; в некоторых известиях сказано, что князья боялись сначала суровости призывавших племен; с другой стороны, Рюрику нужно было так же обезопасить себя и свою область от нападения других варягов, и вот он прежде всего строит крепость в Ладоге, недалеко от устья Волхова, и селится здесь. Наконец, остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства - это соединение разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие; соединенные впервые силы начинают действовать…(С.120-123).

 
 

Татищев В.Н. История российская. Т.2. / под ред. С.Н. Валка, М.Н.Тихомирова. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - 352 с.

Приходили варяги из-за моря дани ради ко словяном в Великий град. Славяне ж и русь, отказав, не дали им дани. Тогда умре словенский князь Гостомысл без наследиа. И начали люди сами меж собою владеть, но не бе в них справедливости; воста род на род, быша междоусобия, воеваша друг на друга, сами себя более, нежели неприятели, разоряли. Сие видя, старейшины земли, собравшись от словян, руси, чуди, кривич и прочих предел, рассуждали, что земля Руская, хотя велика и обильна, но бес князя распорядка и справедливости нет; сего ради нуждно избрать князя, которой бы всеми владел и управлял. И согласяся, по завесчанию Гостомыслову, избрали князя от варяг, называемых руссов. Варяги бо суть разные званий, яко свиа (шведы), урмани, ингляне и гути (готы). А сии особно варяги руссы (се есть фини) зовутся. Старейшие, положившее тако, послали от себя за море к варягом руссом просити князя. И послы, шед, упросили князей к себе на княжение, Рюрика князя со двемя браты его. <…> Рюрик со братиею и своими домами собравшися и взяв Русь с собою, пришли к словяном первое и утвердиша город старый Ладогу. И сяде старейши Рюрик в Ладоге, другий Синеус сяде у нас на Белеозере, а третий Трувор в Изборску. И от тех варяг прозвася страна сия Русь, еже потом Новгородская страна имяновалась; прежде бо были князи по родом их, а ныне владеют бывшие от рода варяжска...(С.32-33).

 
 

Трачевский А. Русская история. Ч.1. - СПб., 1895. - 587 с.

Литовцы и варяги

… К соседям восточных славян должно отнести скандинавских германцев, которых славяне и греки называли варягами, от шведского слова, значившего «соратник, дружинник». Балтийское море также было названо Варяжским. Германцы заняли юг Швеции и Норвегии задолго до Р. X. и завели сношения с финнами: на восточных берегах Балтийского моря находят бронзовые и железные вещи скандинавского изделия, а в финском языке сохранилось много скандинавских слов. С 8 в. скандинавы начинают играть важную роль. Тогда у них были отличные железные мечи и большие челны, на которых они отважно пускались по морям. Они славились поэтическою религией и ставили памятники, украшенные «рунами» (змеевидными письменами). Их «скальды» сочиняли чудные «саги» (сказки) про удалых «викингов» (родовые старшины), которые, с своими дружинами, наводили ужас на весь Запад, называвший их «норманнами» (северными людьми). Варяги завладели Англией и основали государства в Неаполе и Франции. В Россию они проникали торговым путем «из варяг в греки»: так называлась речная система Волхова и Днепра, по которой норманны вели торговлю не только со славянами, но и с греками, а при случае грабили тех и других. Оттого в южной Швеции находят арабские и византийские монеты, а в России - англо-саксонские деньги и скандинавские вещи; в скандинавских же сагах встречаются воспоминания о Гардарике, или «стране городов», как называли варяги новгородскую область. Варягов было много в городах восточных славян; а Новгород до того был наполнен их купцами, что его жителей называли «варяжским отродьем». У Финского залива и Ладожского озера было уже несколько варяжских поселений, и во главе их город Старая Ладога. Финны называли варягов Русью - имя, которое усвоили потом и славяне. Около половины 9 в. варяги так усилились здесь, что наложили дань на новгородцев, кривичей и финнов. (С.14-16).

Челн сделан из 11 дубовых досок и прилажен на 28 весел.
Сохранились сами весла, уключины и руль.
Подобный же челн найден, в 1880 г., близь Христиании.
в одном кургане, со всеми снастями, утварью и скелетами викингов 9-го в.
 
 

Шахматов А.А. Древнейшие судьбы русского племени. - Пг., 1919. - 64 с.

Шахматов А.А. Сказание о призвании варягов. - СПб., 1904. - 82 с.