Васильев А. О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика, и откуда пришел Рюрик и его варяги. - СПб., 1858. - 167 с.

Данилевский И.Н. Князья домонгольской Руси: «Свои» или «чужие»? Рюрик или «рюриковичи»: проблема происхождения древнерусских князей / И.Н. Данилевский // Труды по россиеведению. Вып.4. / Гл. ред. И.И.Глебова, РАН ИНИОН, Центр россиеведения. - М., 2012. - С. 268-274.

Дата, от которой принято отсчитывать начало древнерусской государственности неразрывно связана с именем легендарного Рюрика, который, согласно Начальной летописи, якобы отозвался на призыв Новгородцев «княжить и володети» ими «по праву». И вот уже на протяжении двух с половиной веков ученые мужи изо всех сил пытаются выяснить, откуда родом был герой легенды и какова его этническая принадлежность. Еще в 1749 г. Герард Фридрих Миллер доказывал, что Рюрике братьями прибыл из Швеции, в то время как его оппонент Михайло Ломоносов считал их балтийскими славянами. В ходе разгоревшейся впоследствии дискуссии пришедших в Новгород князей-варягов называли то скандинавами, то финнами, то славянами-выходцами из Южной Руси, то литовцами, то мадьярами, то хазарами, то готами, то грузинами, то иранцами, то яфетидами, то кельтами, то евреями... В 1836 г. появилась статья, автор которой высказал догадку, что летописный Рюрик - не кто иной, как Рёрик Фрисландский (или Ютландский), известный по западноевропейским источникам. Основанием для такого предположения послужили, во-первых, сходство имен отождествляемых персонажей, а во-вторых, близость летописных дат, под которым упоминается Рюрик, и времени жизни и деятельности Рёрика Фрисландского. Эта догадка, популярная и по сей день, вскоре подверглась серьезной критике. Так, Михаил Погодин скептически замечал: «Профессор Крузе предоставляет Рюрику слишком много действий из немецких и русских летописей! В продолжение целых пятидесяти лет он пускает его по всем морям - в Пизе, Дорештаде, Бирке, Новегороде, по Роне, в Англии в Франции, - и дает ему владения, хотя временные, в самых отдаленных между собою странах». К тому же, «что делать нам с хронологиею? - задавался вопросом Погодин, - если сводить то, что известно о Рёрике Фрисландском, с летописными упоминаниями, «наш» Рюрик окажется не только весьма изрядного возраста, но и обзаведется сыном Игорем только лет в 80... Из всего этого следовал вывод: «Наш Рюрик не германский Крузев Рюрик». К аналогичным выводам - но на гораздо более серьезных основаниях пришел через сто с лишним лет советский историк Владимир Пашуто. Ссылаясь на исследования польского специалиста Хенрика Ловмяньского, он подчеркивал: «Само предание о Рюрике лишено прочных исторических корней... В пору жизни реального Рорика Фрисландского прямых связей ни Фрисландии, ни Дании с Русью не было, и вся деятельность этого викинга времен Лотаря и Карла Лысого в 40-70-х годах IX века протекала в кругу датских и германских интересов. В IX веке фризы не ходили на восток дальше датского Шлезвига и шведской Бирки, откуда жители ездили в Дорештадт... Экспансия самой Дании еще не простиралась восточнее земли куршей: датско-новгородские торговые отношения впервые зафиксированы в XI веке». Появление же в «Повести временных лет» самого «англосаксонского мотива о трех братьях (переработанного в духе договора о приглашении на княжение) следует, видимо, связывать с женитьбой Владимира Мономаха на дочери англосаксонского короля Гите, которая со своей свитой до отъезда на Русь укрывалась в Дании». И тут незаметно для нас возникает новая тема - куда более реальная и серьезная, чем поиски исторических корней мифического Рюрика: а кем вообще были по происхождению древнерусские князья? Насколько они были «нашими», «своими»? И как происхождение князей сказывалось на развитии русских земель? Если «воссоздание» генеалогии самого Рюрика - задача малопродуктивная, то разобраться, так сказать, в этнической составляющей правящей элиты Древнерусского государства и княжеств, возникших на его обломках, - дело довольно полезное, которое может привести к нетривиальным выводам. Естественно, речь идет не только и даже не столько об «этнографическом составе крови» (как выразился Василий Ключевский) первых поколений древнерусских князей. Но начать надо именно с нее…

Кошелев В.А. Парадоксы русской государственности: монография / В.А.Кошелев; науч. ред. А.П.Донченко. - Новгород Великий: Изд-во Новгородского государственного университета, 2013. - 294 с.

…Но те же викинги отнюдь не ограничивались грабежами и военными набегами. Там, где более выгодными представлялись, например, торговые операции и разного рода договоры, норманны искали путей долгосрочного соглашения. Всякие прямые завоевания норманнов в богатой и славной Византии не могли быть долговременными: установление прочных торговых сношений предполагало и невоенные контакты с теми землями, которые находились на пути в Царьград, - с землями, занятыми разъединенными славянскими племенами. В скандинавских сагах земли эти именуются «Гардарик» - страна городов. Русские торговые города (наиболее сильными и значительными из которых были Новгород на севере и Киев на юге) нуждались в вооруженной охране торговых путей. Им постоянно угрожали нападения степных кочевников (аваров, затем хазар, а чуть позже - печенегов). Эти города уже и сами организовывали военные отряды для зашиты своих торговых караванов, но предпочитали прибегать к помощи воинственных соседей-варягов. Этот естественный исторический факт и лежит в основе приведенной легенды: «Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для зашиты страны от каких-то внешних врагов и получали определенный корм за свои сторожевые услуги. Но наемные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно... Почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей, а свое наемное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада. Вот простой прозаический факт, по-видимому, скрывающийся в поэтической легенде о призвании князей: область вольного Новгорода стала варяжским княжеством» (В.О. Ключевский). <…>.
Итак, в Новгороде стал княжить варяг по имени Рюрик. Его вокняжение сделалось «катализатором» дальнейших событий вполне завоевательного характера, которые глухо «прочитываются» из той же летописи. Сначала («через два же года») внезапно умерли два других «брата» (так же «внезапно», как в свое время братья Кия). Потом Рюрик «овладел всею властью один» и стал «раздавать мужам своим» довольно далеко от Новгорода расположенные города - Полоцк, Ростов, Белоозеро. Затем «насельники» - варяги начали властвовать ещё и над «разноплеменными» соседями славян - над весью, мещерой, муромой, мерей… исходный толчок «завоеваний» был, собственно, уже задан…(С.21-22).

Минакова Э.А. Князь Игорь Старый и «Игорева Русь», первая половина X в. / Э.А.Минакова. - Орел: Воробьев А.В., 2004. - 374 с.

Из предисловия

История дохристианской Руси всегда была в поле зрения историков-медиевистов. Интерес к этому периоду истории нашего отечества заметно усилился в настоящее время. В последние годы возросло количество книг на прилавках книжных магазинов, посвященных событиям того былинного времени. Начало Руси, ее место и роль в мировой культуре, политике, в мировой цивилизации - ко всему этому резко оживился интерес в последнее десятилетие нашей истории. Обострилось внимание к проблеме «российской», «русской» цивилизации, ее особенностям. Появилось много глубоких научно-исторических исследований. <…>
Тем не менее, вся совокупность появившихся книг, касающихся древнейшего периода Руси, доказывает актуальность этой проблематики. Вопросы становления древнерусской государственности, деятельности основных действующих лиц, сыгравших важнейшую роль в этом процессе, пространства, демографии, топонимики дохристианской Руси, ее места среди «старых» государств и империй, в окружении своих разнообразных, чаще всего враждебных соседей - все это научно-привлекательная панорама для исследований. Русь окружали и народы Скандинавии, и Хазарское царство и, наконец, Византийская империя. <…>
...В настоящем исследовании я специально старалась не касаться до сих пор актуальной и дискуссионной проблемы почти трехсотлетнего возраста - происхождения Руси-народа, Руси-страны, Руси-государства. Я прекрасно осознаю ее важность, но и риск вовлечения в многоплановую дискуссию, имеющую огромный историографический фонд. Но, поскольку, так или иначе, исследуя избранные мною аспекты, ее приходится постоянно касаться, я старалась воздерживаться от дискуссии на эти темы, хотя в рассуждениях об этническом происхождении древнерусских князей, древнерусской элиты, я исходила из более или менее устоявшихся в науке мнений, с которыми выразили свое согласие большинство серьезных ученых-историков. (С. 22).

Нильсен Й.П. Рюрик и его дом: опыт идейно-историографического подхода к норманнскому вопросу в русской и советской историографии / Й.П.Нильсен. - Архангельск: Изд-во Поморского Университета, 1992. - 69 с.

Книга профессора Йенса Петера Нильсена (Университет в г. Тромсё, Норвегия) посвящена историографии норманнской проблемы. Сущность проблемы заключалась в том, что происхождение Российской государственности связывалась с решающей ролью норманнов-завоевателей, нежели исторический характер. В книге дана аргументированная и взвешенная оценка концепции русских дореволюционных и марксистских советских историков по этому вопросу. Собственная концепция автора книги была апробирована им в лекциях, прочитанных в Поморском университете им. М.В.Ломоносова, и получила отражение в книге, предназначенной для историков России и Русского Севера.

Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия IX-XIV вв.: материалы и исследования / Е.А.Рыдзевская. - М.: Наука, 1978. - 239 с.

Среди материала, на котором основывались научные споры былого времени, более всего привлекала внимание летописная легенда о призвании варяжских князей. Норманисты принимали ее не критически и видели в ней главную опору своего основного положения о происхождении Русского государства. Между тем теперь можно считать установленным, что эта легенда заключает в себе и некоторые исторические черты и тенденциозное сочинительство летописца. Историческая ее основа сводится к следующему: набеги норманнов на славянские и финские племена и взятие с них дани; борьба местного населения с заморскими разбойничьими дружинами; междуплеменные распри, свойственные той стадии развития, на которой стояли эти племена. При таких условиях вполне возможно приглашение одних скандинавских дружин как военной наемной силы для борьбы с другими, соплеменными им же, или с соседними местными племенами. Все это было использовано в XI в. летописцем для историографической схемы, в которой он хотел выдвинуть княжескую династию Рюриковичей, построить ее генеалогию и обосновать власть этих князей как прямых потомков первых правителей на Руси. Династию Рюриковичей нельзя считать чисто скандинавской по происхождению, но этот этнический элемент в нее, несомненно, входил, связи со скандинавским Севером у нее были, варяжские дружины занимали видное место в военном окружении князей IX-XI вв., а это и дало летописцу материал для той тенденциозной династической концепции, которая лежит в основе его изложения ранней русской истории. (С. 132).

Щавелев А.С. Родовой сюзеренитет династии Рюриковичей в системе политического устройства Древней Руси / А.С.Щавелев. // Проблемы славяноведения: сборник научных статей и материалов. Вып.2. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2000 - C. 13-24.

Произошедшее за последние годы обновление теоретических доктрин и методологических подходов в изучении отечественного Средневековья коснулось прежде всего происхождения и ранней (IX - начала XI вв.) истории Русского государства. Соответствующие исследования сформировали принципиально новое понимание сущности стартового политогенеза у восточных славян и их соседей. Авторы, придерживающиеся порой прямо противоположных исторических концепций (например, по так называемой норманской проблеме), тем не менее сближаются теперь на идеях полицентричности территории будущей Руси, многолинейности путей её генезиса, альтернативности политических образований, претендующих на лидерство в её составе…

Иллюстрации к разделу:

  1. Князь Рюрик // Иллюстрированная народная история Руси от начала до наиновейших времен. - Львов, 1890. – С.13.
  2. Призвание Рюрика // Русская история в рассказах для детей. Ч.1. - Москва., 1878. - С.4.
  3. Рюрик // Иллюстрированная история России. Вып.1. - [М.], [1893]. - С.4.